Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников – хорошая платформа для тестирования новых навыков и компетенций как участников, так и организаторов.
Для подготовки школьников ко второму и третьему этапу Олимпиады НТИ был выбран формат хакатона, как наиболее подходящего для эффективной образовательной, командной и практической работы за ограниченный период времени.
Специфика проведения хакатона для школьников накладывает некоторые ограничения:
-
Дети не должны засиживаться над заданиями до глубокого вечера, поэтому часы проведения ограничены;
-
Необходимо организовать горячее питание хотя бы один раз в день;
-
Обеспечить доступ школьникам, их родителям, опекунам или учителям на площадку хакатона.
Хакатон состоит из нескольких важных этапов:
-
Подготовка включает в себя:
-
определение даты мероприятия;
-
информирование целевой аудитории о проведении мероприятия;
-
разработку заданий;
-
закупку необходимых материалов и призов,
-
резервирование помещения (аудитории) для проведения мероприятия согласно программе и обеспечение мультимедийной поддержки проведения мероприятия в указанных помещениях;
-
разработку информационной и сувенирной продукции по мероприятию;
-
обеспечение видео- и фотосъемки мероприятия;
-
предоставление в службу безопасности списка участников и автомобилей для прохода и въезда на территорию, на которой запланировано проведение мероприятия (при необходимости);
-
обеспечение уборки указанных в программе помещений до начала мероприятия и после его окончания;
-
обеспечение информационной поддержки мероприятия в средствах массовой информации и размещение анонса и пост-релиза;
-
организацию питания.
Фото 1. Призы и информационные материалы объединенного хакатона для участников Олимпиады НТИ 2017/2018.
-
Хакатон можно разделить на 2 части: организационную и образовательную.
В первой части стоит выделить:
-
регистрацию и координирование участников по площадке;
-
обеспечение доступа на территорию тем, кто не был заявлен в списках ранее (актуально для территорий с контрольно-пропускным режимом);
-
проведение вводной части с приветствием организаторов, ознакомлением с целью мероприятия;
-
организацию обеда участников;
-
соблюдение регламента мероприятия;
-
награждение победителей.
В образовательной части:
-
проведение брифинга по технике безопасности;
-
раздачу базового комплекта инструментов и материалов;
-
проведение серии мастер-классов с единым заданием;
-
командная работа по площадке;
-
защита работ;
-
подведение итогов и подсчет баллов.
-
Подведение итогов и рефлексия.
Создание отчетных документов по мероприятию, пост-релиз, обратная связь с участниками.
Рассмотрим подробнее серию мастер-классов, предложенную для школьников – участников хакатона.
Генерация технологической идеи.
Цель проведения мастер-класса «Генерация технологической идеи» – создание участниками оригинальных качественных решений поставленной задачи в рамках хакатона с помощью применения групповых методик работы, направленных на «включение» креативного мышления (например, «метод аналогий», «мозговой штурм» и т.п.) [1].
Результат работы мастер-класса «Генерация технологической идеи» – представление и оформление своих групповых решений поставленной задачи хакатона в виде эскизного решения конструкции с описанием технологии производства, материалов и сборки.
Задачи мастер-класса: командообразование (разбивка на команды для группового решения задачи) и генерация инженерного решения каждой группой участников по поставленной задаче Хакатона.
Этапы проведения мастер-класса «Генерация технологической идеи»
-
Выделение проблемы для решения на хакатоне – свободная дискуссия между собой и ведущим, знакомство участников друг с другом;
-
Представление ведущим существующих технических решений из других сфер народного хозяйства (презентация, примеры и пр.);
-
Ответы на вопросы по услышанным технологиям, возможностям проектирования и конструирования, и заданию хакатона;
-
Объединение в группы для решения задания с выделением лидера;
-
Время на работу с материалом, на поиск новых материалов и информации, консультирование групп с ведущим и обсуждение предварительных идей;
-
Генерация эскизного решения группами;
-
Представление группами результатов работы – эскизного решения с обоснованием;
-
Обсуждение и корректировка результатов работы в соответствии с рекомендациями ведущего и возможной критикой участников;
-
Рефлексия.
Трехмерное моделирование (3D-моделирование) и цифровое производство для воспроизведения технологической идеи.
Цель проведения: Обучение навыкам 3D-моделирования, формирование базовых знаний в области 3D-моделирования и быстрого прототипирования*, демонстрация создания объемных моделей в программном комплексе с последующей печатью на 3D-принтере и установкой на мехатронную систему.
Результат работы: Представляется в виде правильно спроектированной трехмерной модели, созданной в программном комплексе (Autodesk Fusion 360, Inventor или аналоги), которая удовлетворяет всем оценочным требованиям хакатона. Требования учитывают правильность сохранения деталей сборки, корректную геометрию деталей, отсутствие функциональных ошибок в сборке, распечатанный прототип*.
Задачи мастер-класса:
-
обеспечение безопасного комфортного рабочего места;
-
создание команд;
-
корректное донесение технического задания до участников;
-
обеспечение необходимыми ресурсами и информацией;
-
решение поставленных задач хакатона в области 3D-моделирования и быстрого прототипирования* каждой из команд;
-
получение результата в виде оценочных баллов.
Этапы проведения мастер-класса «3D-моделирование».
-
Знакомство участников и ведущих мастер класса: дискуссия, установка эмоционального контакта.
-
Постановка проблемы для участников, которую решает мастер-класс по 3D-моделированию и быстрому прототипированию.
-
Знакомство с историей 3D-моделирования, обозначение таких важных пунктов, как применение в производстве, роль в создании новых технологий.
-
Оценка уровня навыков 3D-моделирования участников.
-
Раздача технического задания, разработанного для мастер-класса по 3D-моделированию, с разъяснением правил и порядка выполнения работ.
-
Подача необходимой информации в сфере 3D-моделирования, для работы на площадке хакатона.
-
Обучение работе в программном комплексе Autodesk Fusion 360 или аналога. Подача информации о необходимых функциях и возможностях для работы на площадке хакатона.
-
Координация участников в процессе решения самостоятельного технического задания, которое было поставлено в рамках мастер-класса по 3D-моделированию.
-
Представление результатов командами.
-
Рефлексия по работе на площадке мастер-класса.
* На бонусных этапах
Пример общего задания для мастер-класса, использованный на хакатоне.
Шашки-шахматы.
Задание:
Создать 3D-модели фигур для последующей печати на персональном принтере.
Исходные данные (ТЗ):
-
свободное моделирование;
-
ограничение по размеру основания 35х35 мм (по размеру шахматной ячейки);
-
ограничение по размеру высоты 45 мм (размещение внутри шахматной доски);
-
количество 32 фигуры;
-
разноцветность (16 печатаются одним цветом 16 печатаются другим)*.
Требования изготовления (3D-принтер):
-
построение на месте вертикальных и горизонтальных линий на геометрии наклонных линий;
-
установка поддерживающих структур;
-
определенное требование к качеству детали, допустимость провисания и грубоватой поверхности;
-
удаление схождения геометрии в «0», изменение конуса на усеченный конус, в зависимости от точности и возможностей установки;
-
минимальный размер геометрического элемента, в зависимости от точности и возможностей установки, толщины слоя, диаметр сопла, пятно контакта, разращение проекционной системы.
Знания, необходимые педагогу для проведения мероприятия:
-
знания и навыки использование САПР систем;
-
навыки подготовки 3D-моделей к 3D-печати на персональном 3D-принтере;
-
навыки работы с 3D-принтерами или 3D-станками с ЧПУ.
Комментарии/подсказки/методические указания для участников во время Хакатона:
-
помощь при использовании командами функционала программы для трехмерного геометрического моделирования;
-
помощь при работе с 3D-принтером/станком с ЧПУ/станком для лазерной резки.
Подведение итогов:
Результат работы демонстрируется экспертной комиссии, состоящей из организаторов Хакатона, минимум из 3 человек.
По результатам работ, выполненных на основных этапах, определяется рейтинг участников максимальными и минимальными баллами. Данный рейтинг является основным, но при этом участникам дается возможность заработать еще несколько баллов на Бонусных этапах, результаты которых плюсуются к основному рейтингу.
В результате формируется финальный рейтинг, определяются победители и призеры.
Данный хакатон был проведен и опробован с участниками второго этапа Олимпиады НТИ 2017/2018 по профилям «Передовые производственные технологии» и «Автономные транспортные средства».
Фото 2. Совместное фото участников и организаторов объединенного хакатона для участников двух профилей Олимпиады Национальной технологической инициативы 2017/2018: «Автономные транспортные системы» и «Передовые производственные технологии».
Авторы: Сапрыкин Б.Ю., ст. преподаватель, руководитель ЦМИТ «Творческая мастерская»; Жихарева Е.Д., преподаватель; Строков П.И., ст. преподаватель; Петров П.А., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Обработка материалов давлением и аддитивные технологии; Аглетдинова Г.Р., магистрант; Московский Политех; 38, ул. Б.Семеновская, Москва, 107023, Россия
Координаты для связи: cmit@rp-center.com, +7 (916) 99-236-99 Борис Юрьевич
Источник:
-
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 8-е изд. – М: Альпина Паблишер, 2017. – 402 с.
The Hackathon for school teams for the NTI Olympiad 2017/2018 on the example of Advanced Production Technologies profile
Keywords: education, hackathon, theory of solving inventive problems, TRIZ, master class, 3d modeling, prototyping, additive technologies, Olympiad NTI
Просмотров: 2699