ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ В РОССИИ

Если кто-то думает, что настоящей охраной изобретений в России стали заниматься в эпоху перестройки, то он не прав. Настоящей охраной изобретений в России занимаются уже 206 лет!

Для подавляющего большинства современных жителей России 1812 год ассоциируется с Отечественной войной 1812 года. Да это эпохальное событие начала 19-го века, наложившее свой отпечаток на дальнейшую историю России. Но мало кто сейчас знает, что в том же году был принят первый в России закон об охране изобретений, положивший начало охране технических новшеств в развивавшейся промышленности!

Охрана изобретений в царской России

В 1812 году 17 июня императором Александром I был подписан манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». По сути, это первый патентный закон в России.

В соответствии с I разделом Закона, привилегией на изобретение являлось свидетельство, удостоверяющее в том, что изобретение в свое время было предъявлено правительству как собственность, принадлежащая указанному в привилегии лицу. При этом правительство не гарантировало точность принадлежности изобретения именно тому лицу, которое указывалось в привилегии и предоставляло право любому лицу оспаривать в суде происхождение изобретения. Сама же не оспоренная в суде привилегия предоставляла ее владельцу следующие права:

  1. исключительное право использовать самому изобретение в течение указанного в привилегии срока;

  2. вводить, употреблять и продавать другим, как само изобретение, так и передавать саму привилегию;

  3. преследовать судом нарушителя вытекающих из привилегии прав с целью возмещения понесенных убытков.

Интересен тот факт, что Закон определял нарушителя прав, вытекающих из привилегии, как лицо, осуществляющее подделку изобретения, на которое выдана привилегия. При этом подделкой признавалось «…точное и во всех существенных частях сходное производство изобретения…, хотя бы и сделаны были в нем некоторые маловажные и к существу его не принадлежащие перемены» [здесь и далее цитируется по 1].

Желающий получить привилегию был обязан:

  1. представить правительству точное описание своего изобретения …со всеми существенными подробностями, приемами и способами использования, с чертежами и рисунками, «не утаивая ничего, что к точному производству относиться может»;

  2. уплатить установленную пошлину.

Отсутствие подробного описания изобретения лишало возможности получения привилегии. Не могли быть выданы привилегии, касающиеся предметов, которые «не только государству, но и частным людям никакой пользы не приносят или еще и во вред отразиться могут».

Закон предоставлял возможность выдачи привилегий на изобретения, сделанные за рубежом, но при условии, что эти изобретения нигде не были описаны и не использовались в России.

Во II разделе Закона определялся порядок выдачи привилегий. Желающий получить привилегию должен был подать прошение в Министерство внутренних дел (сейчас МВД России занимается несколько другими делами!), приложив к нему описание изобретения, в котором необходимо было объяснить подробно пользу, ожидаемую от изобретения.

Министерство рассматривало на своем Совете прошение и только в случае признания полезности изобретения направляло прошение на рассмотрение вышестоящего органа правительства России – Государственного совета.

При рассмотрении прошения Министерство обязано было предварительно проверить, не была ли уже выдана привилегия на подобное изобретение. В случае поступления прошений о выдаче нескольких привилегий на одно и то же изобретение, привилегия выдавалась тому, кто первый подал прошение.

Таким образом, перед выдачей привилегий производилось оценка полезности изобретения и его новизны, правда, только относительно уже выданных привилегий.

III раздел Закона устанавливал форму привилегии, которая включала в себя:

  • имя владельца;

  • дату подачи;

  • описание изобретения;

  • срок действия;

  • уплату пошлины;

  • подпись Министра внутренних дел;

  • печать Министра внутренних дел.

В IV разделе Закона указывались сроки действия привилегий и размеры пошлин. Так, по желанию заявителя привилегии выдавались на 3, на 5 и на 10 лет.

Для интереса будет неплохо узнать, сколько тогда стоило удовольствие для российских подданных получить привилегии: на три года – 300 рублей, на пять лет – 500 рублей, на десять лет – 1500 рублей. По тем временам, это скажем, просто бешеные деньги для простого человека!

Перечень оснований для прекращения действия привилегий был помещен в V разделе Закона. К ним относились:

  1. истечение срока действия;

  2. решение суда, доказывающее отсутствие новизны изобретения на дату подачи прошения о выдачи привилегии по причине раскрытия изобретения в публикациях, сделанных как в России, так и за рубежом, или открытого использования изобретения в России;

  3. доказательство невозможности по описанию изобретения получить ожидаемую от него пользу.

О прекращении действия привилегии производились необходимые публикации.

В VI разделе Закона раскрывался порядок судебного разбирательства по делам, связанных с выдачей привилегий.

Судебное разбирательство осуществлялось в Совете Министерства внутренних дел с приглашением необходимых специалистов по выбору спорящих сторон, в равном для каждой стороны числе. Решение принималось большинством голосов.

Жалобы на решения, принятые в ходе судебного разбирательства, окончательно рассматривались Правительствующим сенатом – высшим государственным органом России, подчиненным императору.

Первый в России закон об охране промышленной собственности начал действовать незамедлительно, и уже в 1814 году была выдана первая привилегия.

Быстрые успехи российской промышленности и мануфактурной деятельности потребовали внесения изменений и дополнений в ранее принятый Закон. Такие изменения были утверждены Николаем I от 22 ноября 1833 года в виде «Положения о привилегиях».

В главе «О существе привилегий» указывалось, что привилегии могут быть выданы как на всякие открытия, изобретения, так и на их усовершенствования. При этом перечислялись разновидности охраняемых объектов: «общеполезные предметы, способы производства в искусствах, мануфактурах, ремеслах». Подчеркивалось, что исключительная привилегия может испрашиваться лицом, которое сделало открытие, изобретение или усовершенствование.

Были расширены права, предоставляемые владельцу привилегии. Так он мог не только вводить, употреблять и продавать другим свое изобретение или саму привилегию, но и «дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании как предмет, на который выдана привилегия, так и саму привилегию, или же, разрешать другому использование на все предоставленное изобретателю время или меньший срок» – т.е. лицензия в современном смысле слова.

В разделе Положения «О порядке выдачи привилегий» появились существенные изменения и дополнения. Прошение о выдачи привилегии направлялось теперь в Департамент мануфактур и внутренней торговли с указанием срока действия привилегии и с объяснением пользы изобретения. Указывались требования к полноте раскрытия изобретения: «…со всеми его подробностями, приемами и способом применения, с принадлежащими чертежами и рисунками, без утаивания того, что может относиться к точному воспроизведению, так, чтобы знающие то дело люди могли по одному описанию и чертежам воспроизвести описанное в привилегии изобретение, не имея нужды прибегать к догадкам или исправлению недостатков, в нем содержащихся».

По сути такое требование к раскрытию изобретения в описании дошло и до наших дней. Оно содержится практически во всех патентных законодательствах ведущих стран мира.

Но особый смысл приобрело еще одно требование к описанию.

«…В описании то, что именно составляет новый предмет, то есть на что испрашивается привилегия, должно быть с точностью определено». Именно это требование привело в дальнейшем к появлению формулы изобретения.

Каждая привилегия должна была доводиться до сведения публики путем опубликования в журналах соответствующего профилю изобретения министерства, а также в «Сенатских ведомостях» и «Публичных ведомостях» Санкт-Петербурга и Москвы. Независимо от публикаций, департаменты, выдающие привилегию, были обязаны каждому желающему предъявлять реестр новых изобретений, на которые выданы привилегии.

Следующие изменения в законодательство были внесены в период царствования Александра II. 30 марта 1870 года он утвердил подготовленный Государственным советом закон «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения».

Все прежние законодательные акты исходили из того, что привилегия является милостью, даруемой просителю не столько в знак признания новизны сделанного изобретения, сколько ввиду его особых заслуг перед правительством (как государственная награда).

Основное отличие нового законодательного акта от прежних состояло в том, что изобретатель, в соответствии с оговоренными Законом условиям, имел право на патент, который является только документом, удостоверяющим исключительные права его владельца. И этот документ выдавался по Закону, а не в знак особой милости кого-то за какие-то заслуги перед кем-то.

Необходимо отметить, что в период с 1814 по 1896 годы было выдано 6333 привилегии.

Следующий законодательный акт был принят уже при Николае II, 20 мая 1896 года после многократного обсуждения Государственный совет утвердил «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования».

Ключевое место в Постановлении занимали вопросы, касающиеся создания патентного ведомства и организации его работы. Функцию патентного ведомства призван был выполнять Комитет по техническим делам при Департаменте торговли и мануфактур.

При комитете состояли эксперты, приглашаемые по вольному найму председателем Комитета из лиц с высшим и преимущественно техническим образованием для предварительного рассмотрения дел по привилегиям на изобретения и усовершенствования, наравне с постоянными членами Комитета.

Постановлением были установлены ежегодные пошлины вместо единовременных. Вводилась льгота для малоимущих русских подданных.

Само прошение представляло собой заявление, подаваемое в Комитет по техническим делам, и содержало просьбу о выдаче привилегии на имя одного или нескольких изобретателей. К прошению прилагались: полное описание изобретения или усовершенствования на русском языке, квитанция об уплате пошлины за рассмотрение прошения и публикацию – ну прямо как сейчас!

В конце описания должны быть перечислены отличительные особенности заявленного изобретения или усовершенствования, составляющих, по мнению просителя, его новизну.

Тем самым фактически впервые было установлено правило выдачи привилегии с формулой изобретения.

Кроме того, впервые Положением был установлен единый срок действия привилегий в России, продлив его до 15 лет.

Объявления о всех выданных привилегиях публиковались в «Правительственном вестнике» и «Вестнике финансов».

Следует отметить, что с конца 19-го века в России начался бурный рост промышленного производства и небывалая концентрация капитала, что будущий вождь мирового пролетариата – В. И. Ленин назвал «Империализмом». А рост производства напрямую связан с изобретательской активностью. Вот Вам пример – с 1896 года по 1917 год выдано 29745 привилегий.

Охрана изобретений в Советской России

Декретом Совета Народных Комиссаров «Положение СНК об изобретениях» от 30 июня 1919 года, подписанное Председателем СНК В. И. Лениным, была открыта первая страница советского периода российского законодательства в области правовой охраны изобретений.

Сам факт принятия указанного Положения в разгар Гражданской войны свидетельствует о том, какое важное значение придавало руководство советского государства изобретательству как одному из инструментов в восстановлении хозяйства и экономике разрушенной страны.

Положение отображало идеологическую линию в социально-экономической политике государства, заключавшейся в концентрации собственности, включая промышленную, в том числе и путем национализации, в руках государства.

Данная политика в изобретательской деятельности привела к оттоку из России большой части изобретателей, в том числе и известных, например И. И. Сикорского – выдающегося авиаконструктора, начавшего свою деятельность изобретателя-авиаконструктора (создавшего впервые в мире четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец») в России, а закончившего – в Америке, как знаменитого конструктора вертолетов. Но большинство изобретателей все же осталось, среди них были и известные, например, инженер-электрик Г. М. Кржижановский, ставший в 1920 году председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Остался в советской России и ученик Сикорского – Н.Н. Поликарпов, который с ним в 1916 году в Петроградских мастерских строил «Илью Муромца» – в будущем выдающийся советский авиаконструктор, создавший серию самолетов от У-2 (с 1945 года – ПО-2) до И-16. Можно привести в пример также и знаменитого изобретателя-оружейника, создателя первого ручного пулемета Красной армии РПД – В. А. Дегтярева и его ученика – Г.С. Шпагина, чьими автоматами ППШ была оснащена советская пехота в Великую Отечественную войну. Но вернемся к теме.

Советским правительством был определен орган, уполномоченный производить оценку полезности изобретений – Комитет по делам изобретений.

Из Положения следовала необходимость разграничения личных и имущественных прав на изобретения: личные (авторские) права на изобретение сохранялись за изобретателем, а имущественные права на изобретения передавались государству.

Согласно Положению, объявленные достоянием государства изобретения поступали в общее пользование всех граждан и организаций. За изобретателем, чье изобретение объявлялось достоянием государства, в том числе и в принудительном порядке, сохранялось право на получение определенного вознаграждения.

Однако Россия медленно умирала. Советскому правительству надо было что-то делать в экономике. Медленной голодной смерти имелась только одна альтернатива – Новая экономическая политика (далее – НЭП), разрешившая частную деятельность.

Ведение НЭПа потребовало изменение законодательства в области охраны промышленной собственности в СССР.

15 сентября 1924 года было введено в действие Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «О введение в действие постановления о патентах на изобретения».

Постановление была введена патентная форма охраны изобретений на территории СССР, установлен 15-и летний срок действия патентов, восстановлено действие патентов «досоветского» времени. Исчисление срока действия патента осуществлялось со дня его опубликования и по ходатайству патентообладателя его действие могло быть продлено на 5 лет.

Постановлением были установлены ежегодные пошлины и льготы для неимущих изобретателей при уплате пошлин. Льгота по новизне позволяла авторам изобретений и их правопреемникам получить патент на изобретение в случае его демонстрации на выставке на территории СССР, если заявка на изобретение подавалась в течение 6-и месячного срока со дня открытия выставки (так называемый выставочный приоритет).

Заявка на получение патента должна была содержать:

  • заявление;

  • описание изобретения;

  • патентную формулу;

  • чертежи, если они необходимы.

Приоритет изобретения исчислялся с даты поступления заявки в Комитет по делам изобретений или бюро по приему заявок.

9 апреля 1931 года было принято Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «О введение в действие положения об изобретениях и технических усовершенствованиях», которое явилось поворотным пунктом в истории развития законодательства в области охраны промышленной собственности в СССР.

Постановление дало жизнь двум параллельно просуществовавшим в СССР более 60-и лет формам правовой охраны изобретений – авторскому свидетельству и патенту, и определило доминирующее значение в СССР первой из них.

Несмотря на пропаганду авторского свидетельства с 1924 года по 1931 год в СССР было выдано всего 3633 авторских свидетельств на изобретения и 31197 патентов на изобретения! На изобретателях того времени сказывалось то, что свой патент – это своя собственность, за использование которой другими лицами можно получить деньги.

Однако Постановлением были установлены льготы для обладателей авторских свидетельств (но не патентов!) на изобретения. В частности, эти льготы касались преимущественного права на получение жилья, на занятие научных должностей по месту работы, на поступление в высшие учебные заведения (причем, эта льгота предоставлялась не только изобретателям, но и их детям!), на получение дополнительного отпуска и путевок в санатории и дома отдыха.

Эта политика в области изобретательства принесла свои плоды: с 1931 года по 1941 год в стране было выдано 28779 авторских свидетельств нам изобретения и всего 1722 патента.

5 марта 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР было утверждено Положение «Об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям».

Страна находилась на пороге войны и руководство СССР стремилось направить изобретательство на нужды военного времени.

Жестко централизованные, авторитарные методы управления народным хозяйством и экономикой СССР не могли не сказаться и на изобретательстве, значение которого в научно-техническом развитии страны отлично понимало руководство страны.

Стремление сблизить во времени создание и использование изобретений, сделать их составляющими единого в организационном плане процесса повлекло за собой постановку эксперимента, ставшего основной новацией нового Положения: передачу вопросов, связанных с выдачей охранных документов в ведение народных комиссариатов (министерств), т. е. их децентрализацию.

Постановление упорядочивало финансовую сторону работы по изобретательству, ужесточало плановый характер расходования средств в этой сфере народного хозяйства страны. Во время Великой отечественной войны такой подход к делу изобретательства в основном себя оправдал.

Оправдал себя такой поход и во время послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, однако в последующий период такое положение вещей стало тормозом в развитии изобретательства в стране.

Правительство СССР продолжало проводить политику дискриминации патентов, как средств охраны изобретений: с 1941 года по 1959 год было выдано 62382 авторских свидетельства и только 560 патентов!

Однако время требовало модернизации всей промышленности.

Ответом на вызов времени стало Положение «Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях», утвержденное Советом Министров СССР от 24 апреля 1959 года.

Руководство страны находилось в поиске более эффективных форм и методов организации и управления народным хозяйством во всех его сферах – промышленности, сельском хозяйстве, и строительстве и др., осуществляло экономические и, до определенной степени, социальные реформы, расширяло торгово-экономические и культурные связи с зарубежными странами.

Однако проводимые реформы носили слишком осторожный характер и не затрагивали основных авторитарных принципов организации экономики и управления хозяйством страны.

Стремление составить достойную конкуренцию развитым странам Запада и Востока и обеспечить повышение темпов научно-технического прогресса в стране повлекло за собой введение в Положение нового объекта правовой охраны – открытия. С расчетом на стимулирование проведения фундаментальных исследований и создания на основе их результатов научно-технической базы для разработки принципиально новой техники и технологий.

Послевоенное время показало неэффективность ведомственной системы экспертизы и выдачи охранных документов на изобретения, обусловленную дублированием в проведении работ по созданию новой техники и технологии в разных министерствах и ведомствах. Поэтому в рамках нового Положения был осуществлен возврат к вневедомственной централизованной системе экспертизы и выдачи охранных документов.

Постановлением Совета Министров СССР был создан Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.

Проводимая правительством страны политика дала свои результаты: с 1959 года по 1973 год было выдано 383755 авторских свидетельств и 8886 патентов на изобретения.

Дальнейшим этапом централизации всей изобретательской деятельности в СССР следует считать Положение «Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» от 21 августа 1973 года.

Даже первое беглое знакомство с содержанием этого нормативного документа убеждает в том, что типичная для того времени жесткая регламентация решения всех вопросов, связанных с экономической и хозяйственной деятельностью, не обошла стороной и область создания изобретений.

Подтверждением тому следует считать наличие в Положении таких разделов, как «Организация работ по изобретательству и рационализации и по использованию изобретений и рационализаторских предложений», «Руководство делом развития изобретательства и рационализации», «Планирование изобретательской и рационализаторской деятельности», «Финансирование затрат на изобретательство и рационализацию». Однако такой подход в полной мере соответствовал условиям, в которых находилась экономика страны того периода.

Следует кратко остановиться на условиях охраноспособности изобретения.

Положением к изобретению предъявлялись следующие требования:

  1. изобретение должно представлять собой техническое решение задачи;

  2. изобретение должно быть новым;

  3. изобретение должно иметь существенные отличия;

  4. изобретение должно обеспечивать получение положительного эффекта.

Требование технического решения задачи считалось соблюденным, если решение задачи состоялось, т. е. по материалам заявки (а не в принципе) его можно было осуществить, при этом решение имело технический характер.

Требование новизны решения считалось соблюденным, если до даты приоритета заявки сущность этого или тождественного решения не была раскрыта в СССР или за границей для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его осуществление.

Из приведенного следует, что требование новизны предполагало, что решение в целом не должно вытекать из того, что раскрыто где-либо в мире до даты приоритета заявки. Такой подход в полной мере отвечал принятому в большинстве стран. Единственная сложность при практическом обращении с этим требованием возникала в тех случаях, когда приходилось вплотную касаться понятия «неопределенный круг лиц», поскольку четкого определения этого понятия так и не было дано.

Требование существенных отличий считалось соблюденным, если решение, по сравнению с решениями, известными в науке и технике на дату приоритета заявки, характеризовалось новой совокупность признаков. Иными словами, требование «существенные отличия», как отвечающие за творческий уровень изобретения, было созвучно с принятыми в мировой практике требованиям «неочевидности», «изобретательского уровня» и др.

Требование положительного эффекта, которое предполагало возможность получения преимуществ при использовании изобретения, по сравнению с прототипом (ближайшим аналогом), в отношении общественно полезного результата. Наличие такого требования законодатель, по существу, обязывал орган, осуществлявший экспертизу, оценивать и техническую сторону изобретения, устанавливая возможность получения обществом конкретной пользы. Если такой подход соответствовал статусу авторского свидетельства, охраняющего изобретение как общественное достояние, то правовому статусу патента, удостоверяющему исключительные права патентообладателя на изобретение, оно явно диссонировало. Следуя законодательству, эксперт порой был вынужден выступать в роли «оценщика» технических достоинств чужого «товара», пренебрегая тем обстоятельством, что если бы товар действительно был плох, то его никто не согласился бы добровольно владеть им, да еще и оплачивать такое владение. А если бы и согласился в силу каких-либо

1973 года по 1990 год в СССР было выдано 1237882 авторских свидетельств на изобретения и конъюнктурных соображений, то это дело владельца, а никак не патентного ведомства.

Несмотря на бюрократическую заорганизованность процесса охраны изобретений, с 29023 патента. Это говорит о высокой изобретательской активности и о высоких темпах роста советской экономики в тот период. Всего же с 1924 года по 1990 год было выдано 1466649 охранных документов на ИЗ.

Теперь рассмотрим последний закон, касающийся охраны изобретений в эпоху СССР.

Это Закон «Об изобретениях в СССР», введенный в действие с 1 июля 1991 года и имевший, наверное, едва ли не самую короткую историю – ведь он действовал менее 1,5 лет.

Этот Закон следует рассматривать как переход на качественно иной уровень охраны изобретений. Обусловлено это целым рядом причин и в первую очередь тем, что при подготовке Закона было учтено все положительное в отечественной и мировой практике охраны изобретений.

Первой главной приметой введения нового Закона являлось использование единой формы охраны изобретений – патентной.

Второй главной приметой Закона являлось использование новых условий патентоспособности: «промышленная применимость», «новизна» и «изобретательский уровень».

При этом отмечалось, что «изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства страны».

Кроме того, «изобретение признается новым, если оно не известно из уровня техники». При этом уровень техники определялся по всем видам сведений, общедоступным в СССР и зарубежных странах до даты приоритета изобретения.

И наконец, «изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники».

Третьей главной приметой Закона являлось введение публикаций материалов заявки. При этом сама экспертиза делилась на предварительную (т. е. формальную) и экспертизу по существу.

Определенные правовые гарантии у изобретателей возникали в связи с тем, что публикация заявок на изобретения сопровождалась временной правовой охраной, действовавшей с даты публикации заявки до даты внесения изобретения в государственный реестр изобретений СССР.

И наконец, впервые вводилась косвенная охрана продукта (устройства или вещества), при которой действие патента на изобретение, выданного на способ, распространялся и на сам продукт, полученный этим способом.

Всего же было выдано с 1990 по 1992 включительно – 251673 охранных документов на ИЗ.

Охрана изобретений в новой России

Современная эра в охране изобретений началась 14 октября 1992 года с введением в действие «Патентного закона Российской Федерации». К тому времени произошел распад СССР и Россия нуждалась в своем Законе.

Как всегда, за основу было взято то лучшее, что было разработано в СССР и передовых странах мира.

Совершенно новым, с точки зрения законодательства в области охраны промышленной собственности, можно считать то, что в новом Российском законе охраной охвачены не только изобретения, но и полезные модели (в принципе новые для отечественной практики объекты промышленной собственности), а так же промышленные образцы, которые в эпоху СССР охранялись отдельным законом.

Трудно сказать, чем руководствовался Верховный Совет Российской Федерации, когда принимал решение об объединении в одном законе промышленных образцов, полезных моделей и изобретений, но объединение в рамках одного закона изобретений и полезных моделей вполне объясняется взаимным «конвертированием» полезных моделей и изобретений друг в друга на стадии экспертизы, предшествующей публикации заявок на изобретения и полезные модели.

Новым в Законе стало то, что:

впервые экспертиза становилась отсроченной;

вводилась отдельно пошлина за подачу заявки на ИЗ, отдельно пошлина за экспертизу заявки и за выдачу патента на ИЗ;

происходила публикация заявок на изобретения по истечении восемнадцати месяцев, но только тех, которые прошли формальную экспертизу;

в течение трех лет изобретению предоставлялась временная правовая охрана (со всеми условиями, вытекающими из нарушения этих прав), за это время автор изобретения мог найти инвестора, который бы и оплатил дальнейшие расходы за патентование изобретения;

до истечения трех лет с даты подачи заявки по ней проводится информационный поиск, как по просьбе изобретателя, так и по просьбе любого лица (читай конкурента) для того, чтобы выявить возможность патентования изобретения, т. е. соответствия условиям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня;

по результатам этого поиска автор изобретения на устройство, не проходящего по критерию изобретательского уровня, имел возможность преобразовать свою заявку на изобретение в заявку на полезную модель (далее – ПМ) (с уплатой соответствующей пошлины), имевшую правда всего восьмилетний срок охраны, но это же лучше чем ничего (не правда ли?), соответственно автор ПМ, заказав самостоятельно информационный поиск и видя, что его ПМ тянет, что называется, по изобретательскому уровню, на изобретение, может преобразовать свою заявку на полезную модель в заявку на изобретение (соответственно уплатив пошлину) и получив двадцать лет охраны своего детища;

предусматривалось обжалование решение экспертизы в Апелляционной палате, а затем и в Высшей патентной палате (с уплатой соответствующих пошлин).

А сами пошлины тогда были совсем небольшими, например, за подачу заявки – 2 минимальных размера оплаты труда, за экспертизу по существу – 3.

Единственной проблемой, омрачившей применение этого Патентного закона, являлся спад в промышленности, неминуемо отразившийся на объемах изобретательской активности. С 1992 по 2001было выдано 185505 патентов на ИЗ. Следует упомянуть также, что с 1993 год по 2001 год было выдано 23558 свидетельств на ПМ. Для наглядности динамики патентования ИЗ см. далее график выдачи охранных документов в России с 1812 по 2015 год.

Что касается предпоследнего законодательства об охране изобретений, а именно «Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации», вступивший в силу 12 марта 2003 года в части, не касающейся секретных ИЗ.

В настоящее время патентное право включено в Гражданский кодекс, а именно в его четвертую часть, вступивший в силу с 2007 года.

С 2002 по 2009 гг. было выдано 199410 патентов на ИЗ.

С 2010 по 2015 гг. было выдано 193495 патентов на ИЗ.

С 2015 по 2017 выдано 67790 охранных документов. При этом надо учесть, что с 1990 года около 50% патентов выдано иностранным заявителям.

Для сравнения некоторых параметров, действовавших на территории России и действующего в настоящее время законодательства, взгляните в приложенную ниже таблицу.

Название закона и дата его введения в действие Вид охранного документа Срок действия охранного документа Вид экспертизы Критерии охраноспособности
«Положение о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах»

17 июня 1812 г.

привилегия 3 года или 5 лет или 10 лет по желанию автора проверочная новизна, полезность
«Положение о привилегиях»

22 ноября 1833 г.

привилегия то же проверочная новизна, полезность
«Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения»

30 марта 1870 г.

то же то же то же то же
«Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования»

20 мая 1896 г.

то же 15 лет то же существенная новизна, полезность
«Положение Совета Народных Комиссаров об изобретениях»

30 июня 1919 г.

свидетельство бессрочно проверочная новизна, существенная новизна, полезность
«Постановление о патентах на изобретения»

15 сентября 1924 г.

патент 15 лет то же новизна, возможность промышленного использования
«Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях»

9 апреля 1931 г.

свидетельство или патент, по выбору автора Бессрочно 15 лет то же то же
«Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях»

5 марта 1941 г.

то же то же то же существенная новизна, полезность
«Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях»

24 апреля 1959 г.

то же то же то же техническое решение задачи, существенная новизна, положительный эффект
«Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях»

21 августа 1973 г.

то же то же то же новизна, техническое решение задачи, положительный эффект, существенные отличия
Закон СССР «Об изобретениях в СССР»

1 июля 1991 г.

патент 20 лет проверочная, с публикацией заявки и временной правовой охраной до внесения изобретения в госреестр СССР промышленная применимость, новизна, изобретательский уровень
«Патентный закон Российской Федерации»

14 октября 1992 г.

Для ИЗ – то же, для устройств – свидетельство на полезную модель (далее – ПМ) для ИЗ – то же, для ПМ – 8 лет (5 лет сразу + 3 по ходатайству заявителя) проверочная, с отсроченной экспертизой, с публикацией заявки, имелась возможность преобразовать заявку на изобретение на устройство в заявку на полезную модель и наоборот для ИЗ – то же, для ПМ: промышленная применимость и новизна
«Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации»

12 марта 2003 г.

для ИЗ – то же, для устройств – патент на полезную модель для ИЗ – 20 лет + 5 лет для ИЗ, относящихся к лекарству, пестициду или агрохимкату, для применения которых требовалось разрешение компетентного органа, для ПМ – 8 лет (5 лет сразу + 3 по ходатайству заявителя) проверочная, с отсроченной экспертизой с публикацией заявки, имеется возможность преобразовать заявку на изобретение на устройство в заявку на полезную модель и наоборот для ИЗ – то же, для ПМ: промышленная применимость и новизна
Гражданский кодекс, часть четвертая,

2009 г.

для ИЗ – то же,для устройств – патент на полезную модель для ИЗ – 20 лет + 5 лет для ИЗ, относящихся к лекарству, пестициду или агрохимкату, для применения которых требовалось разрешение компетентного органа, для ПМ – 10 лет проверочная, с отсроченной экспертизой с публикацией заявки, имеется возможность преобразовать заявку на изобретение на устройство в заявку на полезную модель и наоборот для ИЗ – то же, для ПМ: промышленная применимость и новизна

Ну что, спрашивается легче стало жить изобретателю за последние 205 лет или нет? Сам собой напрашивается один ответ – легче!

Краткие итоги:

Например, срок охраны изобретений вырос с 3 до 20 лет! Полезность изобретения решается не чиновником, рассматривающим заявку на изобретение, а рынком. Изобретатели «со стажем» знают, что раньше по критерию охраноспособности «положительный эффект» экспертиза отказывала 50% изобретений. Если в советское время эксперты патентного ведомства отдавали это решение на откуп внештатным патентным экспертам профильных московских государственных проектных институтов, которые не желали видеть конкурентов владельцами авторских свидетельств, то представляете, сколько нужно было «дать на лапу» чиновнику министерства внутренних дел за привилегию в 1812 году!!! Хорошо, что теперь экспертизой занимается Федеральный институт промышленной собственности (далее – ФИПС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее – Роспатент), по профилю больше подходящий к рассмотрению изобретений. Да и пожаловаться на него можно в суд! Что и делают наиболее упорные авторы изобретений и надо сказать случается, что и добиваются своего.

На графике видно, как рухнуло количество выданных охранных документов с 1992 года. Это связано с тем, что за подачу заявки и экспертизу надо платить, а российский народ резко обнищал.

Но, все же, достижением Патентного законодательства с 1992 года надо признать: отсроченную экспертизу заявки на ИЗ, публикацию материалов заявки, выкладку материалов заявки для всеобщего ознакомления, временную – до трех лет правовую охрану для заявленных ИЗ.

Как не крути, а с 1992 года не жизнь стала у изобретателей, а просто – клад! Подаете заявку на ИЗ, платите только пошлину за регистрацию и три года спокойно ищете спонсора на свое ИЗ! Если таковой найдется, то он может и заплатить и за экспертизу по существу, и за выдачу патента, и купить у Вас же патент для его производства.

Не менее удачным для 80% изобретателей, подающих заявки на устройства, была возможность преобразовать заявку на ИЗ в заявку на ПМ. Как только ФИПС проводил информационный поиск по заявке на ИЗ, и высылал в адрес изобретателя обнаруженные источники информации, препятствующие охраноспособности ИЗ по критерию «изобретательский уровень», изобретатель сразу же направлял в ФИПС заявление с просьбой преобразовать заявку на ИЗ в заявку на ПМ (с уплатой соответствующей пошлины), дожидался окончания экспертизы и получал до 2003 г. свидетельство, а с 2003 г. – патент на ПМ общим сроком охраны сначала восемь, а теперь – десять лет. Скажете мало? Но ведь это гораздо лучше, чем потратить время и деньги на пропащее ИЗ! Более того, если после информационного поиска по заявки на ПМ, проведенного, например, по просьбе изобретателя, он понял, что заявка на ПМ соответствует не только критерию охраноспособности «новизна», но и принятому для ИЗ критерию охраноспособности «изобретательский уровень», он мог по заявлению преобразовать заявку на ПМ в заявку на ИЗ! Затем оплатить пошлину за преобразование заявки, экспертизу заявки по существу, выдачу патента и получить защищенное ИЗ на 20 лет!

Вот так! Эти годы для изобретателей не пропали даром.

Рис. 1. График выдачи охранных документов на изобретения [2].

Автор: Фокин Е.С.; редактор рубрики Школа патентования эл.СМИ ТЕХНОПАРК.РФ; Москва, Россия

Координаты для связи: e-mail: patentroman@gmail.com

Источники:

  1. Корчагин А. Д. Промышленная собственность в Российской Федерации, т. 1. 1993.

  2. Годовые отчеты Роспатента – 1993 – 2017 гг.


HISTORY OF PROTECTION OF INVENTIONS IN RUSSIA

Fokin E.S.; editor of magazine section The school of patenting, e-media TECHNOPARK.RF; Moscow, Russia

Keywords: patenting, invention, privilege

Просмотров: 3158

2 comments on “ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ В РОССИИ”

  1. colombo

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, где можно найти патенты, выданные до 1917 года? В частности, интересуют патенты Демидовых. Спасибо!

    • Фокин Е.С.

      Не патенты, а привилегии до 1917 года можно найти в Патентно-технической библиотеке по адресу: Бережковская набережная, дом 24. Проезд до метро “Киевская”, далее троллейбусом №№ 17, 34, 34к, автобусом; 91, 119, 205, 791, 902 до остановки “Патентное ведомство”. Не забудьте свой паспорт. На первом этаже налево второе окно. Там Вам выпишут временный читательский билет. Получить постоянный, правда, всего на 3 года можно там же. Захватите фотокарточку 3х4 см и 10 рублей. Слева лифт, подняться на 4-й этаж, справа дверь, вход в Фонд отечественной документации.
      С Уважением, Фокин Е.С.. 15. 12. 2018.

Comments are closed.