ШКОЛА ПАТЕНТОВАНИЯ. ЛЕКЦИЯ 9. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

Теоретическая база промышленного образца. Художественное конструирование. Эргономика. Техническая эстетика. Технический рисунок. Значения промышленного образца как художественно-конструкторского решения.

Теоретическая база промышленного образца.

Согласно действующему Гражданскому кодексу, части VI (далее – Кодекс) к промышленным образцам относятся художественно-конструкторские решения изделия, определяющие его внешний вид. А ведь внешний вид товаров влияет на их продажу, чем привлекательней внешний вид, тем большим спросом товары пользуются на рынке!

Как Вы сами видите, улицы полны автомобилями иностранного производства, а полки магазинов бытовой техники и хозтоваров заполнены в основном иностранными товарами, это есть результат недостаточного внимания таким дисциплинам, как художественному конструированию, или дизайну, эргономике и технической эстетике при создании новых отечественных товаров. Знание хотя бы основ этих дисциплин уже первый шаг к получению патента на ПО.

Дизайн (далее – Д), от английского design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок, – термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д возник в начале 20-х годов XX-го века, как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Д разрабатывает образцы ее рационального построения, соответствующие функционированию современного общества. Иногда под Д понимают лишь одну из его особенностей – проектирование эстетических свойств предметов. Однако Д решает более широкие социально-технические задачи (и это верно) – функционирование производства, потребления, существование в предметной людей среде. Д находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования. Он разрешает затруднения, связанные с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире (не очень заумно, нет?).

Слово Д применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например в таких словосочетания, как «Д вещи», «Д автомобиля» и т. д.) причем в данном употреблении оно не всегда связано с современной практикой и порой обозначает морфологию (т.е. часть системы естественного языка) предметного мира, создаваемого человеком на разных этапах развития общества. В этом смысле говорят об античном Д (рис. 1), о Д 18 века (рис. 2) и т. д.

Для обозначения дизайнерской деятельности в различных ее аспектах и проявлениях в различных языках наряду с «Д» существуют и другие обозначения – «Художественное конструирование» (в русском языке, на мой взгляд, более точное, к тому же появившееся в русском языке ранее, чем английское слово desaign – дизайн), «Fortmgebung» и «Formgestaltung» (в немецком), «wzornictwo przemyslowe» (в польском) и т. д. Но только в 1958 году в Стокгольме на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций промышленного проектирования), членом которого являлся СССР, а теперь Российская Федерация (как правопреемник), в качестве основного международного термина был все же принят термин «industrial design» (в профессиональном сокращении – «design»), как наиболее емкий по своей смысловой структуре.

Художественное конструирование.

Художественное конструирование (далее – ХК) – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Это достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных характеристик ХК (часто отождествляют с дизайном) – неотъемлемой составной частью современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной непосредственно для использования человеком, оно ведется в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учету требований потребителя продукции и повышению эффективности производства и потребления.

ХК осуществляет художник-конструктор (или, если вам больше нравится – дизайнер, хотя это менее точный термин, поскольку «designer» в переводе с английского означает не только – проектировщик, конструктор; чертежник; но и интриган (да-да есть и такое значение этого слова в английском языке), к сожалению в нем отсутствует первая часть русского обозначения профессии – художник), использующий в своей работе научно-исследовательские исследования различных областей науки и техники, знающий современное производство, его технологию и экономику.

ХК опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой (далее – ТЭ), а также на данные эргономики (далее – Э), социологии, психологии, семиотики, системотехники и др. наук, при этом оружием художника-конструктора является технический рисунок.

Метод ХК складывает из художественно-конструкторского анализа (исследования) конкретной ситуации и построения объекта проектирования, функционально-эргономического и конструкторско-технологического анализа (композиционного анализа) и конструкторско-технологического синтеза (в процессе которого ведется функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для ХК характерно моделирование объекта (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать конкретные оптимальные варианты цветографического, эргономического и др. решений, при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно меняясь, становится в конечном счете эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода ХК является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарным и эстетическим потребностям человека и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом ХК являются системы, объединяющие совместно производимые и/или совместно используемые изделия. В этом случае метод ХК включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (с ассортиментом изделий), формирования ее унификации и агрегатирования и т.п.

Эргономика.

Теперь поговорим немного об эргономике (Э).

Э (от греческого эргон – работа и номос – закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.

Э возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней множества трудовых функций и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях бурного развития научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого ряда задач необходимо согласовывать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности.

Человек, машина и окружающая их среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Основным объектом исследований Э – система «человек – машина – среда». Э изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия (т.н. «человеческий фактор»), разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, формирование человекомашинных систем, определение критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей, особенностей работающего человека (группы людей) и т. д. Ряд эргономических проблем связаны с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности человека с пониженной трудоспособностью. Э не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанной с использованием новой техники.

Методологическую базу Э составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономических исследованиях в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения системы «человек и машина». Э опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией и охраной труда. Э органически связана с художественным конструированием. Проблемы Э разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемой задачи могут входить психологи, физиологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры.

Термин Э возник в начале 40-х годов 20-го века и активно используется поныне, например: эргономическая клавиатура для компьютера, эргономическая мышь для компьютера и т. д. В данном случае термин эргономический означает – удобный для работы человеком.

Техническая эстетика.

Теперь немного о технической эстетике (далее – ТЭ).

ТЭ – научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические, и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу ХК, ТЭ изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы ХК, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора. Основные разделы ТЭ – общая теория ХК. Общая теория ХК изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь ХК с искусством, техникой и культурной средой в целом, вопросы эстетики предметной среды; она также формирует требования ТЭ к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества выпускаемой продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающих задачам создания гармоничного предметного мира.

Общая теория ХК устанавливает место ХК в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной ее частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связь формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией – например, античная амфора или ларец 17-го века (рис. 1 и 2). Выявляет исторические тенденции изменения формы и стиля изделия (см. пример с телевизором, рис. 3, 4, 5, 6, 7). Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной гармоничной формы. Основные категории композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, пластика, средства гармонизации (пропорция, ритм, контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской документации разрабатывается методика ХК, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, формы представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Методика, кстати, меняется со временем (см. опять рис. 3, 4, 5, 6, 7).

Технический рисунок.

Теперь уделим немного внимания оружию художника-конструктора – техническому рисунку.

Технический рисунок (далее – ТР) у художника-конструктора является первой фиксацией творческой мысли автора, первым этапом создания художественного образа, работая над которым он имеет возможность вносить необходимые изменения, дополнения и уточнения. Те преимущества, которыми обладает ТР (быстрота и простота исполнения), являются крайне необходимым подспорьем в работе. С помощью ТР художник-конструктор имеет возможность буквально несколькими движениями карандаша быстро зафиксировать возникшую в его сознании модель будущего аппарата, машины, изделия. На рис. 8 мы видим выполненный очень лаконичными средствами изображения геликоптер – летательный аппарат, который должен был взлетать с помощью винта, приводимого во вращение мускульной тягой человека. Леонарду да Винчи не потребовалось выполнять ни чертежей, ни скульптурной модели, чтобы представить задуманное устройство в конкретном виде. Этот ТР, созданный в 1475 году, – отображение замысла, который можно осуществить в реальности. И мы знаем, что многие модели аппаратов и машин были исполнены в свое время по рисункам великого итальянца.

Сложность построения ТР в каждом виде ХК заключается прежде всего в единстве выражения формы и содержания (функции). Главная цель художника-конструктора – создать эстетически прекрасную и удобную в пользовании вещь. Но создавать предмет красивым и удобным, не учитывая его назначения, конструкции, технологии изготовления и свойства материала, из которого он будет изготовлен, невозможно. Отсюда в ТР и появляются те условности, которые видны, например, в проектировании керамических изделий (см. рис. 9). Для того чтобы показать новую форму изделий из керамики, пластмассы, дерева, металла или камня, технический рисунок можно выполнить в виде абриса (силуэта) и лишь условно приложить светотень. Следует отметить, что такой способ передачи объема изделия может быть применим и к ТР других изделий – автомобилей, самолетов, кораблей, станков, мебели и т. д. и т. п.

Как мы выяснили, ТР выполняется только от руки без помощи каких-либо чертежных инструментов. Главная его цель – наглядно показать изображаемый объект. Здесь перед художником-конструктором встает сложная задача – не просто изобразить внешний вид объекта, а выбрать наиболее удачную точку зрения, чтобы зритель получил полное представление о данном объекте. Если изображаемый объект имеет очень сложную техническую форму и понять его внутреннее устройство лишь по внешнему виду невозможно, то его показывают в разрезе.

ТР в руках дизайнера выполняет ту же роль, что и у инженера-конструктора. Правда, дизайнер реже создает принципиально новые объекты с полным изменением инженерно-конструктивной основы. В этом случае деятельность дизайнера ограничивается изменением лишь внешнего вида объекта – нахождение более удобных для работы и эстетически красивых форм. Примером такой работы может послужить видоизмененный вертикально-фрезерный станок, показанный на рис. 10 (на рис. 10, а – старый образец, рис. 10, б – новый вид станка). Задача, как мы видим, не простая, ведь гораздо проще создать совершенно новую форму объекта (как на рис. 8), чем подгонять к заданным габаритам эстетически приятные и утилитарно удобные в работе поверхности объекта!

Следует подчеркнуть одну специфическую особенность ТР. Отличие ТР от обыкновенного рисунка состоит в том, что при ХК он выполняется не с натуры, где всегда можно сверить рисунок с изображаемым предметом и выправить ошибку, а создается лишь по представлению и воображению.

Значения промышленного образца как художественно-конструкторского решения.

В заключении теоретической части следует указать, что ПО, как художественно-конструкторское решение, имеет лишь три значения:

  • Прикладное – ХК решение внешнего вида уже разработанного изобретения или полезной модели – автомобиль, станок и т. п. (см. рис. 10).

  • Основное – ХК решение внешнего вида изделия, из которого затем проектируется техническая часть решения – изобретение или полезная модель – мебельная стенка, кухонный гарнитур, мягкая мебель, столы, стулья и т. п. (см. рис. 11).

  • Единственное – ХК решение внешнего вида изделия, которое не имеет впоследствии технического решения в виде изобретения или полезной модели – посуда из стекла, фарфора, фаянса и т. п. (см. рис. 8).

Ну как, немного подковались в теории? Пора за дело!

РИС. 1-11. Образцы изделий.

Автор: Фокин Е.С.; редактор рубрики Школа патентования эл.СМИ ТЕХНОПАРК.РФ; Москва, Россия

Координаты для связи: e-mail: patentroman@gmail.com

Источники:

  1. Роман Поляк. САМОУЧИТЕЛЬ ПАТЕНТОВАНИЯ или КАК СЭКОНОМИТЬ от 60 000 рублей, подав заявку на промышленный образец, и получить патент без помощи патентного поверенного. Публикация 3. Промышленные образцы.


The school of patenting. Lecture 9. Industrial model. Theory and history

Fokin E.S.; editor of magazine section The school of patenting, e-media TECHNOPARK.RF; Moscow, Russia

Keywords: patenting, education, industrial model

Просмотров: 912