«Точка роста 2019»: итоги летней школы глазами студентов

Завершился второй месяц летней студенческой школы «Точка роста», проходившей в Архитектурном коворкинге Центрального дома архитектора. Генеральные партнеры проекта: Союз Московских Архитекторов, архитектурное бюро Асадова и архитектурное бюро CPRD. В этом году в этом развивающемся архитектурном стартапе приняло участие порядка ста студентов из многих профильных вузов России. Географический охват проекта впечатляющ: участники «Точки роста» прибыли из городов Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Студенты работали под руководством опытных кураторов – архитекторов из Москвы и Владимира.

По завершении «Точки роста 2019» студентами было подготовлено свыше 20 емких, детально проработанных и решающих назревшие проблемы архитектурной и градостроительной направленности проектов. Перебирая многочисленные параметрические итерации, студенты подготовили нюансные решения, поисковый вектор которых был задан представителями администраций муниципалитетов, на территории которых расположены участки, выделенные студентам под проектирование. В качестве примеров можно привести своеобразные информационные «гетры» на стволах деревьях вдоль лыжероллерной трассы и оригинальные малые архитектурные формы. В ряде случаев студенческие наработки полностью соответствуют концепции устойчивого развития.

Студенты, принимавшие участие в «Точке роста», охотно поделились своими мнениями об участии в этом стартапе.

Большое внимание учащиеся уделили новому опыту в выбранной профессии. «Участие в проекте дало много новой информации по архитектуре. Кроме того, мы глубоко окунулись в процесс разработки проекта по благоустройству парка. Благодарна куратору и организаторам за интересный, насыщенный, помимо основной работы, еще и лекциями практикум», – отмечает Наталья Милосердова, занимавшаяся проектом по благоустройству парка «Лазутинка» в Одинцове. Анна Бакалейник из той же проектной группы в связи с этим оставила следующий комментарий: «Практика помогла усовершенствовать навыки в проектировании в графических редакторах. Я получила опыт общения с новыми людьми в области архитектуры, научилась работать в команде. Была возможность защитить проект перед аудиторией – это хороший опыт в публичных выступлениях».

Полина Баннова, разрабатывавшая концепцию музея Левши в Тарусе, осознала планиду архитектора, впервые самостоятельно пройдя все рутинные этапы развития проекта: «На практике мы занимались созданием и развитием концепции музея Левши, зоны коворкинга и туристического маршрута по Велегожу. В мои обязанности входило создание коворкинг-зоны и зон отдыха, развитие генплана для удобного пребывания посетителей. Мне представилась возможность выполнить следующие виды работ: во-первых, изучение и анализ индивидуального задания,  во-вторых, разработку идеи генерального плана участка, в-третьих, концептуализацию развития туристической зоны, в-четвертых, разработку зоны совместной работы для художников и посетителей музея, в-пятых, визуализацию объемов и фасадов и, наконец, оформление презентации проекта для защиты. В результате прохождения практики я получила навыки работы в команде и выполнения задания в сжатые сроки, а также смогла увидеть, как устроена работа архитектурного бюро, перенять опыт и знания у архитекторов». За короткое время обучения в летней школе, заглянув в собственное профессиональное будущее, Екатерина Распутина, соавтор проекта кафе на крыше в Москве, к вопросу об опыте в профессии добавляет следующее: «Участие в проекте помогло улучшить некоторые навыки, а именно: работу в команде, макетирование, публичные выступления. Также сформировалось понимание того, какого рода профессиональная деятельность может ожидать студента после выпуска».

Артем Ященко из проектной группы по разработке вышеназванного кафе упрочил свои коммуникативные способности: «Участие в летней школе мне дало навыки командной работы, что помогло мне реализовать свои знания в архитектуре, дополнив их новым опытом». То же самое произошло на «Точке роста» с Татьяной Семенковой, коллегой Артема по проекту: «Участие в архитектурной практике дало мне, прежде всего, опыт работы в только что сформированной команде, навык быстрой и ясной коммуникации между людьми, умение договариваться и приходить к совместному решению». А создававший концепцию благоустройства набережной в Звенигороде, Антон Осьмук был рад налаживанию связей с представителями местного управления архитектуры. Кроме того, он вынес из практики убеждение о преимуществе командной работы над проектом.

Яна Кондратьева, одна из двух соавторов проекта благоустройства парка в поселке Мосрентген, побывав на летней практике, вынесла для себя опыт работы в условиях глубоко регламентированной историко-архитектурной среды: «Участие в этом проекте научило меня тому, что даже в очень жестких рамках объекта культурного наследия можно творить. Историческая основа проекта вдохновила меня на продумывание концепции, которой я очень увлеклась, и получился концептуальный проект, к которому хотелось бы прикоснуться снова и развивать его».

Екатерина Безродная, соавтор проекта нового жилого массива во Владимире, расширила свои познания в смежных с архитектурой дисциплинах: «В процессе прохождения практики “Точка роста” я ознакомилась с такими направлениями, как градостроительство и урбанистика, получила наглядное представление о необходимом уровне профессиональной подготовки».

Занимавшаяся созданием концепции развития пешеходной зоны Смоленского метромоста в Москве, Дарья Коровайцева во время участия в летней школе открыла для себя важность семиотических аспектов архитектурной практики: «Благодаря участию в “Точке роста: архитектурных практиках” появилась возможность познакомиться с новыми людьми, у которых схожие с моими интересы, а также научиться новому у них и, наоборот, чем-то интересным поделиться с ними. Куратор показал, что перед разработкой объекта нужно подробно исследовать территорию, на которой тот будет проектироваться, и что большое внимание необходимо уделять подаче и защите проекта». «Много новых знаний заимствовала у кураторов, которые были всегда на связи, помогали в любой момент и очень понятно объясняли задания и где можно найти дополнительную информацию, что помогало в дальнейшей работе над проектом», – добавляет по этому поводу Екатерина Безродная. Полина Андронова, участница проектной группы по созданию кафе на крыше, также подчеркнула роль передачи опыта со стороны кураторов студентам: «Благодарна всем организаторам “Точки роста” за прекрасную возможность работать в команде с профессиональными кураторами, которые готовы помогать, подсказывать и делиться опытом, а также за необычное и интересное задание, над которым хотелось работать и генерировать идеи. Было приятно предлагать свое видение решения проектного задания и иметь возможность защищать его перед профессионалами и другими участниками практики. Прохождение практики, безусловно, расширило мои знания в области архитектуры и проектирования, позволило углубиться в реальный рабочий процесс, научиться презентовать свои идеи, что немаловажно для студентов, для их более грамотного представления будущей деятельности».

Азамджан Кадыров, участник команды по разработке концепции расширения функционала Смоленского метромоста, в своем отзыве в жанре эссеистики сделал акцент на образовательной траектории и личностном росте: «Прошло лето личного профессионального опыта за пределами института. Хотя многие бы смело провели параллели между учебой в институте и учебой на стажировке, так как задания, полученные на стажировке, имеют схожесть с заданиями в институте, но с небольшими, весомыми и полезными преимуществами.

Первое – это то, что коллектив выстраивается из людей с разными уровнями подготовки и из разных точек страны, что подталкивает к налаживанию контактов с членами команды, к взаимным дружеским отношениям уже с первого дня стажировки. И эта дружеская, студенческая атмосфера преследует участника на всех этапах практики, изо дня в день, вплоть до финальной защиты работы, будто студент продолжает свое обучение в институте, но только летом.

Второе – это то, что каждый студент получает бесплатное, качественное образование, которое дает совершенно новое представление об аспектах профессии, не затрагиваемых в вузе. Главный и самый важный из них – тот, что каждый студент учится работать в команде и голос каждого, будь он верен или неуклюж, является необходимым импульсом к достижению цели проекта.

Третье – это то, что, окунувшись в весь этот процесс с головой, время буквально летит с неизмеримой скоростью и по завершении стажировки удивляешься, что ты провел целое лето, открывая для себя что-то новое и полезное, а также что у архитектуры есть «оборотная сторона медали», которая когда-то казалась не столь понятной и очевидной, но, пройдя все это своими шагами, тратя на это свое время, силы и знания, ты уже становишься немного другим студентом, который стал на ступень выше своих прежних возможностей и еще на толику приблизился к раскрытию таланта».

Диана Хуснутдинова, вторая участница команды, занимавшейся обновлением парковой зоны Мосрентгена, выявила значение «Точки роста» в аксиологическом, ценностном, отношении: «Благодаря участию в проекте, мне удалось обрести и усовершенствовать многие навыки. Прежде я не занималась благоустройством парковых зон, а необходимость проектирования в условиях охраняемого культурного наследия сделало эту задачу еще более интересной и полезной для моего развития. В совокупности с лекциями и экскурсиями, проводимыми в рамках летней школы, практика в “Точке роста” дает заряд мотивации и мощный толчок к развитию».

Единственное критическое замечание касается некоторого промедления в распределении обязанностей в одной из проектных групп, так что студентам пришлось разрабатывать проект в короткие сроки.

Обработка студенческих отзывов о «Точке роста» – одна из важнейших предпосылок для дальнейшего развития летней школы как молодого, перспективного стартапа. Обратная связь со стороны учащихся в совокупности с весьма актуальным в настоящий момент наставничеством опытных коллег эффективно решают задачу по вводу в профессиональную среду архитекторов юного поколения.

ИЛЛЮСТРАЦИИ 1 – 13. Листы из студенческих проектов «Точки роста: архитектурных практик» за 2019 год:

РИС. 1-2. Проект нового жилого массива во Владимире.

РИС. 3. Проект по благоустройству набережной в Звенигороде.

Печать

РИС. 4-5. Проект кафе на крыше в Москве.

РИС. 6. Проект по благоустройству парка «Лазутинка» в Одинцове.

РИС. 7-8. Проект музея Левши в Тарусе, зоны коворкинга и туристического маршрута по Велегожу.

РИС. 9-10. Проект благоустройства парка в поселке Мосрентген.

РИС. 11-13. Проект развития пешеходной зоны Смоленского метромоста в Москве.

Автор: Денис Гавриков, президент некоммерческого партнёрства, Национальное объединение исследователей фахверковой архитектуры, Москва, Россия

Координаты для связи: dennis.gavrikoff@gmail.com

Администратор проекта: Елена Криницкая, Москва, Россия

Координаты для связи: elena.summerschool@gmail.com


Growth Point 2019: the results of the summer school through the eyes of students

Gavrikov D. S., President of The National Union of Timber Frame Architecture Researchers, Moscow, Russia

Просмотров: 1449