МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится  к области машиностроения и предназначено в основном для использования в автомобилестроении, где требуется безударное включение зубчатых колес.

Муфта сцепления – механизм, работа которого основана на действии силы трения скольжения; предназначен для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний.

Отличительной особенностью описываемой муфты [1] является то, что внутренняя поверхность ведомых полумуфт имеет в сечении форму овала.

Муфта содержит ведущий элемент 1, который свободно перемещается по шлицам вала 2. Элемент 1 имеет рельефную поверхность, в которой устанавливаются конические ролики 3. Эти ролики удерживаются от осевого перемещения планками 4, зафиксированными относительно ведущего элемента штифтами 5. Сами планки имеют специальные прорези, через которые проходят хвостовики роликов 3. Эти хвостовики входят в прорези 6 подвижных шайб 7 и 8, установленных по обе стороны роликов. Для удобства установки внутренней шайбы 8 она изготовлена из полуколец. Между собой шайбы соединяются через конусный фрикционный сектор 9 с помощью штифтов 10. Фрикционный конусный сектор имеет внутренний выступ, с помощью которого через пружину 11, установленную в прорезях ведущего элемента 1 ролик фиксируется в нейтральном положении. Ведомые полумуфты 12 имеют внутреннюю конусную поверхность, имеющую в сечении форму овала. Их можно изготовить заодно с зубчатыми колесами 13 и 14.

Фиг. 1. Муфта сцепления, осевой разрез. Фиг. 2. Разрез по А–А на фиг. 1 [1].

1 – ведущий элемент; 2 – вал; 3 – конические ролики; 4 –  планки, которые удерживают от осевого перемещения ролики; 5 – штифты, которые фиксируют планки; 6 – прорези подвижных шайб; 7, 8 – подвижные шайбы, установленные по обе стороны роликов; 9 – фрикционный сектор, через который между собой соединяются подвижные шайбы; 10 – штифты, с помощью которых шайбы соединяются с конусным фрикционным сектором; 11 – пружина, с помощью которой ролик фиксируется в нейтральном положении; 12 – ведомые полумуфты; 13, 14 – зубчатые колеса.

Фиг. 3. Муфта сцепления, 3D модель, общий вид.

Фиг. 4. Муфта сцепления, 3D модель, ведущий элемент.

Принцип работы муфты

Нейтральное положение. При нейтральном положении с помощью пружины 11 конусный сектор 9 устанавливается своим выступом во впадину пружины 11. (Нейтральное положение). Этот конусный сектор через штифты 10 устанавливает подвижные шайбы 7 и 8 таким образом, чтобы конические ролики 3, соединенные с шайбами 7 и 8 через хвостовики, устанавливались в нижней части рельефной поверхности. В этом положении ролики удерживаются по радиусу от центра специальным вырезом в планках 4, от перемещения по окружности – подвижными шайбами 7 и 8, от осевого перемещения – шайбами 7 и 8 и планками 4.

Рабочее состояние. При перемещении ведущего элемента 1 в ту или иную сторону, например, влево по чертежу, он с роликами 3 и фрикционным сектором свободно войдет в ведомую полумуфту 1, так как все наибольшие размеры секторов 9 и конических роликов 3 соответствуют наименьшей оси овала. За счет сил трения преодолевается усилие пружины 11 и сектор начинает поворачиваться, заставляя поворачиваться шайбы 7 и 8, которые, в свою очередь, перемещают с помощью хвостовиков ролики 3.

Таким образом, ролики 3 эллипса заклиниваются, когда ведущий элемент 1 имеет направление относительной скорости по отношению к ведомой полумуфте по часовой стрелке. При заклинивании получается соединение, подобное шпоночному. Для того, чтобы муфта работала в обе стороны, ведущий элемент 1 имеет одинаковый рельеф от нейтрали осей роликов.

Фиг. 5. Общий принцип работы муфты сцепления.

Авторы реферата:

Шакиров Алмаз Ринатович,

Морозов Даниил Андреевич,

Устюгов Александр Андреевич,

студенты 3 курса, Московский Политех; Москва, Россия

Координаты для связи: mail@vinnik.ru

Источник:

  1. А.С. № 504893, F 16 D 11-04; Муфта сцепления; Винник А.Ф., Винник М.М.; ; 06.09.1974; 23.04.1976, Бюл. № 8.

Аннотация. Цель изобретения «Муфта сцепления» – повышение надежности в работе муфт сцепления. Этому способствует овальная форма в сечении внутренней поверхности ведомых полумуфт.

Ключевые слова: муфта сцепления, овальная форма, надежность


Аuthor’s certificate “Clutch”

Authors: Shakirov A.R., Morozov D.A., Ustyugov A.A.,

3rd year students of Moscow Polytechnic University:

Abstract. The purpose of the invention «Clutch» is to improve the reliability of the clutch. This is facilitated by the oval shape in the cross section of the inner surface of the driven coupling halves.

Keywords: clutch, oval shape, reliable

DOI: 10.51618/2541-9277_ 2021_11_2

технопарк ® 42 МКТУ: исследования в области механики

Просмотров: 334

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *